Прогулка по Грозному
Федосеев Станислав Михайлович, НИ-56-1, smfedoseev@narod.ru


- 2 -


15 сентября 2003

…Немного постоим здесь, на улице Ленина, недалеко от путепровода под железной дорогой, оглядимся, вспомним былое…

Мы с вами миновали парк Павла Мусорова. С одной стороны парка сверху, с самой горы, спускалась улица Лесопильная, а с другой стороны парка, параллельно Лесопильной, тянулась Нагорная улица. Эти места напоминают мне многое. Парк Павла Мусорова был закреплён за "Промавтоматикой", и здесь каждую весну проходил, как и по всему Грозному, субботник, на котором мы, сотрудники "Промавтоматики", благоустраивали территорию парка, убирая накопившийся за зиму мусор. Недалеко, тоже параллельно Лесопильной, проходила Украинская улица, где жила подруга Иры Чкареули, сестры моей одноклассницы Светы Чкареули. Той самой Ирочки Чкареули, к которой я ходил на свидание в студенческие годы к музучилищу, и с которой я бродил по нашему городу и по его паркам. Как давно это было…

"…Мне легко с тобой, подруга родная моя,
Мне легко, и жизни радуюсь я, как мальчик…"

По улице Лесопильной когда-то, году в 1987, весной, мы с Таней и маленьким ещё Витюхой возвращались с "похода" на гору Гайрак-Корт, что рядом с телевизионной вышкой. Мы доехали трамваем маршрута № 5 до остановки 30-й участок, и далее пошли пешком наверх. Шли мы мимо памятника Ленину, перенесённому сюда с проспекта Революции. Раньше, до 1960 года, здесь было несколько маленьких ларьков, и толпился народ, покупая пиво и водочку, пирожки и семечки. Место это было тогда довольно неприглядное. Далее, уже по благоустроенному в это время, о котором я пишу, месту с памятником Ленину и цветниками (всё это рядом с "Промавтоматикой") мы поднялись вверх, миновали НГДУ "Октябрьнефть" – в то время там работал Володя Апряткин, мой одноклассник по мужской школе – и, свернув налево, пошли ещё дальше вверх по дороге, ведущей к ДК Кирова. Это очень красивое, старое здание, построенное ещё до войны 41-45 годов, необычной архитектуры, на крыше которого, помнится, стояли небольшие статуи пионеров, рабочих и колхозниц. ДК был очень большим, в то время жизнь ещё теплилась в нём. Помню, что там была хорошая библиотека, большой читальный зал, где можно было и в то время увидеть собрания сочинений Жюль Верна, Александра Дюма, Фенимора Купера, Майн Рида и наших классиков. Был там, как водится, и хороший кинозал. Рядом с ДК был неплохой стадион с футбольным полем – стадион нефтяников Новых промыслов. Футбольное поле было и при заводе Ленина, где я работал перед самой войной – на нём в былые времена играли цеховые команды, а зрители сидели на простых скамейках вдоль поля.

С другой стороны парадного входа в ДК была чудесная лестница с двумя пролётами, "обтекавшими" небольшой, ещё действующий фонтан, и потом соединявшимися в одну лестницу, спускавшуюся вниз как бы в никуда, на отлог горы. Помню перила этой лестницы в виде балюстрады, украшенной большими каменными шарами. Мы прошли мимо ДК, мимо этой лестницы и ступили на склон горы, поросший молодой травой. Здесь мы сели отдохнуть и подкрепиться – думаю, не потому, что устали и проголодались, а потому, что не терпелось перекусить на природе. Помню, что было солнечное, но прохладное утро, а в этом месте, где мы остановились, дул очень тёплый, просто на удивление тёплый, ветерок. Так мы поднялись на самую вершину (сюда я нередко поднимался один, в перерыв, когда работал в "Промавтоматике" – это было в 20-ти минутах ходьбы от него), откуда открылась панорама города. Мы сели под большой куст боярышника и осматривали город в бинокль (этот куст я всё время видел в бинокль с балкона нашего дома по Трудовой улице). Обратно мы шли пешком через лесонасаждения, мимо какого-то посёлка, и вышли на начало Лесопильной улицы. По ней мы дошли, изрядно устав, до Павла Мусорова и, перейдя через улицу Сайханова, дошли до железнодорожного моста, что рядом с нашим домом (на котором и загорелась цистерна).
Я слышал, что здание ДК Кирова не пострадало в войну. Мне оно очень нравилось – красивое, необычное здание в немноголюдном месте. Эти места мне знакомы со студенческих лет, с 1959 года. Здесь, недалеко от ДК, находилась детская музыкальная школа №6, где начала работать Ира Чкареули, и куда я приходил встречать её после уроков.


Что ещё вспоминается об этих местах за Минуткой? Продолжение улицы Ленина за площадью Минутка… Здесь пролегал автобусный маршрут № 9. Автобус ехал "на гору" по окраинным улочкам, утопающим в зелени садов и деревьев, до самого 30-го участка и останавливался на конечной остановке возле овощной базы. Сюда, на эту овощную базу, мы, сотрудники "Промавтоматики", не раз приходили перебирать картошку. Иногда я ездил этим маршрутом на работу (иногда от вокзала, или садился на улице Ленина недалеко от кинотеатра "Родина") идя далее пешком до "Промавтоматики" минут 20-25.

Это был очень живописный путь – кривые улочки посёлка 30-го участка тянулись по пересечённой местности, на которой чувствуешь себя туристом. Весь "высокогорный" Октябрьский район был очень живописным районом нашего города, отрада для глаз и маета для ног. Молодёжь, жившая в районе площади Павла Мусорова (Лесопильная, Нагорная, Украинская и другие здешние улицы) часто ходили в кино пешком до самого ДК Кирова – немалое расстояние, доложу я вам.

Если посмотреть направо, через площадь Минутка, мы увидим вдалеке большой жилой дом на Гудермесской улице. Там, недалеко от этого здания, находился Северный автовокзал, откуда автобусы ездили в восточную часть Чечни и в Дагестан. От площади Минутка ходили автобусы в сады дач военных отставников – очень благоустроенный дачный посёлок. Там мы были как-то раз с Верой Гажиман на даче её отца. Вера Гажиман (может, кто-нибудь из её одноклассниц вспомнит о ней) училась в одном классе с нашими одноклассницами в школе № 1, но ещё в то время, когда она была женской. А жила она в детстве в 5-тиэтажках по улице Спартака, где я и познакомился с ней, когда она приезжала из Риги к отцу.

В мои школьные годы здесь, на Минутке, путепровода не было. Был переезд через железнодорожные пути со шлагбаумом, а по ту сторону путей было трамвайное кольцо маршрута № 5. Жителям Октябрьского района приходилось делать здесь пересадку. Две колеи железной дороги вели в Баку, а третья колея тянулась к маслозаводу, расположенному совсем рядом с Минуткой. Часто в этом месте в воздухе был разлит аромат свежего подсолнечного масла. В детстве, во время войны 41-45 годов, мы, дети, ели макуху, которую "доставали" на этом заводе (жмых от подсолнечных семечек, оставшийся после выдавливания из них масла-сырца и идущего на корм поросятам).

Вернёмся на улицу Ленина, где мы с вами остановились…