Прогулка по Грозному
Федосеев Станислав Михайлович, НИ-56-1, smfedoseev@narod.ru


- 4 -


29 сентября 2003

"…Пылай камин в моей пустынной келье.
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Я пью один – вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовёт.
Знакомое не слышно приближенье…"

Мы с вами остановились передохнуть возле "чеченского" гастронома. Чего бы вы хотели увидеть здесь? Молодое поколение грозненцев видят здесь новый жилой дом с магазином "Спутник" на первом этаже и первый в городе подземный переход через улицу. Чуть дальше, на этой же стороне улицы возвышается огромный, "новейший" 9-этажный жилой дом, в котором жили в последние годы мои друзья Берковичи – Валерий и Татьяна. А для старожилов города, людей старшего поколения как бы тают в тумане прошлого, и явственно проступает старый облик этой части улицы Ленина. Так и будем мы идти дальше и по старой улице? и по новой одновременно, благо наша память и воображение позволяют нам это.


Минуем старый жилой дом на углу улицы Крафта (Дзержинского) с поликлиникой № 1 на первом этаже. Поглядев направо, увидим – кто здание магазина "Океан", кто сквер на набережной Сунжи с небольшим летним кафе. Та часть улицы Дзержинского, что идёт налево в сторону Анисимовской, была всегда, помнится, тенистой и уютной. Эту её часть я почему-то посещал очень редко – были такие места и улицы в нашем городе, мимо которых я всегда проходил, не сворачивая туда. Просто смотрел на них, проходя мимо, просто знал об их существовании и всё. Почему – не знаю, но теперь жалею об этом…

Что же касается той части улицы Дзержинского, которая тянется направо от нас к улице Асланбека Шерипова (мы пока проходим именно это место), то здесь всё знакомо и памятно. И обувная фабрика, возле которой "пронзительно пахло кожей, клеем и чем-то там ещё…", как вспоминает Аня Поправко. И здание старого универмага справа, с маленьким книжным магазинчиком на первом этаже. В нём я часто покупал, будучи ещё школьником, научно-популярные книжечки небольшого формата в мягкой обложке – они печатались под рубрикой "Библиотечка солдата и матроса". Продавцы уже знали меня и всегда оставляли новинки, пока я не зайду в магазин. Чуть дальше, за универмагом, располагались винные склады, построенные ещё до революции, около которых стоял неистребимый запах вина.

На левой стороне улицы, за обувной фабрикой, стоял старинный двухэтажный жилой дом с длинным балконом по фасаду. Балкон был с металлической "балюстрадой" с деревянными перилами. Я никогда не видел на этом балконе людей. Тут же, рядом, уже в наше время, было построено здание Дома Радио, в котором долгое время работал журналистом мой одноклассник Гарик Богатырёв. Он иногда просил меня что-нибудь написать, дать какой-нибудь материал для очерков, но я в то время и не знал, о чём бы я мог написать.

Рядом с трамвайной линией, с правой стороны улицы, был какой-то техникум (или профучилище), кажется мне, кулинарный. За ним, на самом углу, построили 5-этажную "хрущёвку", в которой получил квартиру Юрий Алексеевич Тарасов, наш преподаватель сейсмических методов разведки с кафедры разведочной геофизики. Квартиры были очень тесные.

Напротив, с левой стороны, в старых одноэтажных зданиях, была, если не ошибаюсь, столовая, где студенты-кулинары проходили практику и учились нас кормить. На самом же углу, тут же, на левой стороне, была чудесная чебуречная, о которой мы с вами вспоминали. Сюда я ходил довольно часто. Помню, в одно время в ней установили автоматы с пивом – посетители подставляли кружку, бросали в щель, не помню уже что (наверное, жетончик, который покупали у кассира) и автомат "выдавал" кружку прохладного, пенящегося пива. Две порции горячих чебуреков и кружечка прохладного пива – какое это было удовольствие!

Старый двухэтажный жилой дом, о котором я только что упомянул, отделялся от предыдущего квартала (с обувной фабрикой) нешироким проездом, выходящим на левобережную набережную Сунжи, украшенную большими цветниками. На этой набережной стояли два больших дома – жилой дом с аптекой на первом этаже, и гостиница "Чайка" с хорошим рестораном. Этот ресторан я несколько раз посетил вместе с нашим комсомольским вожаком Олегом Лиманским, когда я ещё работал в тресте "Грознефтегеофизика". Ресторан славился фирменным свиным эскалопом. В ресторане работала официанткой хорошая знакомая Олега, эскалоп поэтому готовился нам на заказ и был очень вкусным и сочным.


А дальше, по ту сторону трамвайной линии, параллельно ей был большой жилой 5-тиэтажный дом с 6-тиэтажным угловым блоком на берегу Сунжи, напротив плавательного бассейна "Садко", на месте которого когда-то стояла баня. В доме был, помню, мясной магазин. Дом выходил торцом на улицу Дзержинского, а за ним, с левой стороны, было старое здание институтского общежития № 1, из тёмно-красного кирпича, с небольшим газончиком перед входом. Ещё дальше стояло здание следственного отдела КГБ, позже переданное в МВД. Перед ним, через дорогу, была очень хорошая и недорогая столовая.
Красивым полукруглым боковым фасадом это здание МВД, около которого всегда стояли милицейские "газики", выходило на тенистую улицу, название которой я не помню. Это ещё одно место нашего города, где я бывал крайне редко, но, надо сказать, оно оставляло приятное впечатление, мне оно казалось довольно уютным.

…Вдруг эти "видения" мирного, довоенного города исчезли, и я вижу руины, которые военные строители разбирают и сносят бульдозерами. От зданий на левобережной набережной Сунжи ничего не осталось. Пустота… Но протрём глаза – всё на месте, пора идти дальше…


Мы с вами подошли к самой Сунже. Какой мост выберем? Наверное, старый, узкий, бывший Романовский, ставший пешеходным. Вдоль него, посередине, тянутся газоны с цветущей геранью, какими-то красными цветами и, кажется, душистым табаком. Проходя по мосту, мы видим справа ту самую отмель, созданную ещё воинами Тимура, о которой я писал. Вот мы оказались перед старым зданием бывшего "Гранд отеля" и боковым крылом Совета Министров, в котором был вход, кажется, в министерство финансов. Свернём влево, и, дойдя до угла, окажемся на Августовской улице. Перед нами открылась перспектива проспекта Победы, такого всем нам знакомого и памятного с раннего детства.

Постоим, полюбуемся площадью с прекрасными фонтанами, построенными перед самой войной, огромным зданием обкома партии, ставшего позже президентским дворцом, и начинающимся сразу за проспектом Орджоникидзе тенистым бульваром, протянувшимся до самой Грознефтяной, до гранитного памятника Николаю Гикало, Асланбеку Шерипову и Гапуру Ахриеву. Кстати, Николай Гикало жил в старом одноэтажном доме по улице Шерипова, недалеко от Партизанской, куда раньше, давным-давно, сворачивал трамвай. Этот дом, с памятной табличкой на стене, сохранился до самой войны…