Книга "Записки краеведа"
Ваксман Александр Александрович
- 2 -

Там, где шумит сегодня сквер

Кто из жителей города не бывал в расположенном в центре города прекрасном сквере имени А.П. Чехова?
Но не все знают, что территория сквера – место историческое, что с предельной точностью сквер находится в границах бывшей крепости «Грозная», послужившей основанием города.
Крепость была заложена в июне 1818 года, это было земляное укрепление, состоящее из глубокого, двадцати метровой ширины, рва и высокого земляного вала.

Крепость представляла собой правильный шестиугольник, имевший в поперечнике пятьсот метров. Каждая сторона шестиугольника служила фронтом для одного батальона пехоты, а каждый выдвинутый вперед угол шестиугольника–бастионом для двух пушек. Крепость постепенно застраивалась пороховыми погребами, цейхгаузами, складами. В ней появились казармы, гауптвахта, церквушка…

При царе Александре I крепость «Грозная» служила также местом ссылки неугодных, политически неблагонадежных людей. В кандалах, под конвоем начиная с 1826 года в «Грозную» стали прибывать осужденные декабристы.
«Грозная» сыграла в истории Кавказа роль не только военной крепости, но и проводника передовой русской культуры. Побывавшие в крепости в те далекие годы писатели и поэты – Л.Н.Толстой, М.Ю. Лермонтов, А.И. Полежаев, А.А. Бестужев-Марлинский, А.С. Грибоедов - посвятили нашему краю и его людям много проникновенных строк.



«Смело мы в бой пойдем…»

Шло время, и 30 декабря 1869 года крепость указом сената была переименована в город Грозный. В ту пору к крепости уже примыкал форштадт, где селились семьи солдат (в границах современных улиц Кабардинской, Мира, Первомайской и проспекта Победы), а также станица Грозненская.

В 1910 году крепость, за ненадобностью, была передана военным ведомством городским властям, и тогда атаман Терской области приспособил крепостные казармы под грозненскую окружную тюрьму.

С этой тюрьмой связаны мрачные страницы истории города. В период деникинщины, в 1919-1920 годы, более двух тысяч большевиков, революционно настроенных рабочих были казнены белогвардейцами в этой тюрьме.

В их числе был и Василий Варфоломеевич Иванов. Рабочий нефтепромыслов, он руководил крупнейшей грозненской забастовкой в июне-июле 1906 года. Забастовка длилась ровно месяц и закончилась победой рабочих. Нефтепромышленники были вынуждены удовлетворить, в частности, требования о восьмичасовом рабочем дне.
В.В. Иванов отверг все уговоры нефтепромышленников, предлагавших ему 125 тысяч рублей золотом за то, что бы он предал рабочих, оставил руководство забастовкой.

Через тринадцать лет, при белом терроре это ему припомнили. Вот как об этом писал в своей работе А.Ф. Кучин: «Двенадцатый час ночи, от собора донесся удар колокола, призывавшего к пасхальной службе. Поп опустил голову, а офицер приказал казаку: «Кончай». Выронив из рук петлю, казак перекрестился и вымолвил:
-Нет сил!.. Увольте!»

Весь казачий конвой наотрез отказался учинить казнь… Явился пьяный палач Косьянов, офицер станицы Грозненской. С кровожадной лихостью он набросил петлю на шею Иванова и совершил повешение…»

Так в пасхальную ночь от злодейских рук умер бесстрашный большевик Василий Варфоломеевич Иванов. Весть о его гибели передавали из уст в уста, была даже напечатана небольшим тиражом специальная листовка. Ее содержание через несколько дней узнали тысячи…

Вырос, неузнаваемо изменился с тех пор город Грозный. Грозненцы свято чтут память тех, кто жизни не пощадил ради светлого будущего. Сегодня имя несгибаемого большевика В.В.Иванова носит один из рабочих городков Старопромысловского района.


Молодая гвардия

В революционной летописи Грозного много трагичных, но славных страниц. Одна из них вновь возвращает нас в старую крепость, ставшую тюремным застенком.

По заданию Кавказского краевого комитета РКП (б) в мае 1919 года из Баку в Армавир, где размещалось много штабных учреждений белогвардейцев, была направлена разведывательная группа. Она состояла их трех десятков молодых людей – рабочих, студентов, учителей. Группу возглавляла 22-летняя Роза Каспарова. Часть группы работала в Пятигорске, где находился штаб генерала Эрдели, командующего войсками Терско-Дагестанского края.

Группа работала успешно, переправляла ценную информацию в штаб Южного фронта Красной Армии. Но, несмотря на тщательную конспирацию, в августе 1919 года белогвардейская контрразведка захватила часть разведчиков, действовавших в Пятигорске. На допросах, несмотря на истязания, они молчали В конце января 1920 года группу переправили в грозненскую тюрьму. 2 февраля здесь, в больничном дворике тюрьмы, им объявили заочно вынесенный приговор: смертная казнь за участие в организации большевистского заговора.

Розу Каспарову, Катю Румянцеву и Тамару Ротенко тут же, на глазах товарищей погнали к виселицам и казнили. Все держались мужественно. Оставшихся в живых рассадили по камерам. Сурен Мгеузян за несколько часов до казни сумел передать на волю лоскут от рубахи, на которой кровью было написано: « Милые друзья, судьбе моей нужно было быть свидетелем смерти моих славных товарищей. Тяжело мне без моей милой, славной Розы. Она погибла смертью храбрых. Смело, без ропота она шла к эшафоту. Вечная ей светлая память! Сижу в секретной и третьи сутки жду своей участи… Сурен. 5.11. 20г. Письмо дошло до наших дней, снимок его в пятидесятых годах публиковался в «Комсомольской правде».

5 февраля 1920 года в дворике грозненской тюрьмы были казнены еще пятнадцать юных борцов за светлое будущее. На месте казни, ныне рядом со зданием библиотеки имени А.П.Чехова, несколько лет назад, по числу казненных, были посажены пятнадцать березок. Все они шумят под ветром зеленой листвой.

В заключение приведу выдержку из статьи журналистки Е. Польской, написанной к 40-летию ВЛКСМ: «Здесь (в Грозном – А.В.) трагически закончилась история молодежной большевистской группы. Эти юноши и девушки еще не называли себя комсомольцами, но представляли достойную «Молодую гвардию» первых лет героической истории комсомола».


Памятное место

В 1821 году в четырнадцати верстах от крепости «Грозной», недалеко от аула Старый Юрт, у горячих минеральных источников на Терском хребте, был возведен редут Горячеводский. Взадачу редута входила охрана дороги от станицы Червленной в крепость Грозную. Редут имел четыре бастиона, обнесенных рвом и валом, возле редута разместился лагерь. В лагере была последняя остановка на отдых по пути в крепость для оказий, воинских частей, продвигавшихся на левый фланг.
Сто тридцать с лишним лет назад, 6 июня 1851 года, в гарнизон редута прибыла артиллрийская батарея под командованием Н.Н. Толстого, с ним приехал и его брат - Лев Николаевич.

На Льва Николаевича произвела большое впечатление местность вокруг лагеря. В своем письме к Татьяне Александровне Ергольской он писал, что здесь чудесные виды, начиная с той местности, где самые источники: огромная гора камней, громоздящихся друг на друге, иные, оторвавшись, составляют как бы гроты, другие висят на большой высоте, пересекаемые потоками горячей воды, которые с шумом срываются в иных местах и застилают верхнюю часть горы белым паром, непрерывно по утрам поднимающимся от этой кипящей воды…

… У одного такого скального нагромождения камней было любимое место Толстого. Подолгу сидя в прохладе тени скалы, он делал записи в свою неизменную записную книжку. Здесь происходили встречи писателя и беседы с его кунаком (другом) чеченцем Садо Мисербиевым из аула Старый Юрт. Во время одного из них Толстой удачно зарисовал портрет дяди Садо в своей записной книжке.
Эти беседы и посещения дома Садо в Старом Юрте помогли Льву Николаевичу отразить быт чеченцев в повести «Хаджи-Мурат» и кавказских рассказах.

В Горячеводском лагере Толстой бывал неоднократно. В первый свой приезд в 1851 году он пробыл здесь два месяца. Тогда в июне родились первые строки его гениального произведения «Детство». Биограф Толстого Бирюков причисляет Горячеводский лагерь у Старого Юрта к историческим местам, здесь, пишет он, «родились первые плоды творчества Льва Николаевича».
В последний раз, покидая Кавказ, 20 января 1854 года, Лев Николаевич побывал в Горячеводском, Старом Юрте, посидел с кунаком Садо у своей скалы. Впоследствии в этой скале, глубоко в камне была сделана надпись: «Здесь, у этой скалы, с 1851 по1854 годы бывал Л.Н. Толстой со своим другом Садо Мисербиевым», ниже: «У этой же скалы в 1910 году бандитами был убит Мисербиев».

Пребывая в лагере, Толстой лечился минеральными водами. Они, как писал он, спасли его от ревматизма. Лечебные свойства Горячеводских минеральных источников известны с давних времен. Уже в 1717 году по поручению Петра I лейб-медик Готлиб – Шобер обследовал и описал их в своем докладе (рукопись хранится в библиотеке Академии наук в Ленинграде). В 1770 году по заданию Академии наук акдемик Гюденштедт подробно обследовал источники. В 1829 году произведен первый научный анализ воды: источники принадлежат к серно-щелочным с радиоактивностью, поступают с большой глубины с температурой от67 до 96 градусов, суточный дебит – три миллиона литров.

Начало правильного пользования источниками относится к 1849 году. Впоследствии вблизи источников образовалось поселение станицы Борятинская (с. Горячеводское). Сюда для лечения съезжались жители со всех окрестных сел, станиц и аулов.

Как пишет в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», изданном в 1914 году, Д. Приволжский: «Горячеводские минеральные воды с успехом лечат: суставной и мышечный ревматизм, болезни обмена веществ, подагру, нефрит, накожные болезни, параличи, болезни женской половой сферы. Большие результаты дает лечение костных ранений».

Полуразрушенный в период гражданской войны курорт в 1920 году был восстановлен объединением «Грознефть». Ежемесячно здесь лечились и отдыхали больше трехсот человек нефтяников. В 1923 году грозненские нефтяники избрали В.И.Ленина почетным буровым мастером, послали Ильичу удостоверение мастера и путевку для лечения в своем Горячеводском санатории. Впоследствии санаторий – курорт перешел в ведение органов здравоохранения.

Для трудящихся Грозного Горячеводск был любимой природной зоной отдыха, в выходные дни сюда приезжали целыми семьями, большими компаниями. Красивые пейзажи, зеленые массивы, пруд и,главное, близость города, привлекали отдыхающих.


Назвали Комсомольским

150 лет назад срок царской военной службы длился 25 лет. За это время при поголовной неграмотности солдаты теряли всякую связь с родной деревней, и те места, где они отбывали воинскую повинность, становились для них родиной. Постепенно к женатым солдатам перебирались их семьи, так возникали поселения – форштадты.
В северо-западной крепости «Грозная» с 1820 года начал образовываться такой форштадт. Он был окружен рвом и валом, защищен пушками. Его улицам давались названия полков гарнизона.

С юго–западной стороны крепости была площадь, на которой производились военные сборы, учения, парады войск. В 1839 году на ней был построен большой военный собор – церковь. Строили его солдаты.

В семидесятые годы прошлого века, после образования города Грозного, эта площадь стала главной. От нее начиналась и главная улица - Дундуковская (ныне проспект Революции). На этой улице размещалась биржа извозчиков с фаэтонами. Запахи, доносившиеся отсюда отравляли воздух, но у городской управы не было средств на благоустройство биржи или ее перенос в другое место.

В первые же годы Советской власти, в 1920 году, горсовет принял решение создать на этом месте городской сквер. Решение было выполнено. Скверу было присвоено название «Гикаловский» - в честь партизанского отряда, которым командовал Н.Ф. Гикало. В середине сквера, там, где сейчас фонтан, возвышался холм двухметровой высоты с маленькой пушкой, бывшей единственной в отряде. Вокруг холма было девять улочек из порослей кленов, ясеня, кустов сирени и цветов (пять из них сохранились).

В 1929 году собор был снесен, сквер расширен до улицы имени Красных фронтовиков и переименовали в Комсомольский. Сейчас это один из красивейших уголков города, любимое место отдыха трудящихся.

Комсомольский сквер является историческим местом нашего города. Здесь же сооружена Доска почета с портретами лучших тружеников предприятий Ленинского района. Это уже сегодняшний день…